В 1395 году оригинал Владимирской иконы Божией Матери
был торжественно перенесён из Владимира в Москву. Это событие имело огромное
духовное значение: икона прибыла в столицу для защиты от нашествия Тамерлана.
Произошло чудо — войска Тамерлана неожиданно отступили, не дойдя до Москвы. С
этого момента образ остался в столице — сначала как главная святыня Русского
государства, а позднее и как духовный символ самого города. Однако Успенский
собор во Владимире, бывший главным храмом Северо-Восточной Руси, потерял свою
сердцевину — чудотворный образ, вокруг которого строилась вся духовная жизнь.
Возникла необходимость в достойном преемнике, который бы продолжил молитвенную
традицию, связанную с Владимирской иконой.
Таким преемником стал список, созданный святителем
Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Родом с Волыни, по преданию он с
юности проявлял склонность к иконописи и обучался этому искусству. До
поставления в митрополиты Пётр был игуменом Спасо-Преображенского монастыря на
реке Рате. То, что автором списка стал не просто мастер, а будущий святой,
придавало иконе особый статус. Это был не просто ремесленный труд, а
молитвенное творение человека, достигшего высот духовной жизни, что делало
образ особенно почитаемым.
Наиболее вероятное время создания этого списка — рубеж
XIII–XIV веков, после смерти митрополита Максима в 1305 году и до переезда
святителя Петра в Москву около 1325 года. Возможно, он был написан по заказу
владимирского духовенства или местного князя. Местом создания, по всей
видимости, стал сам Владимир, куда митрополит Пётр перенёс свою кафедру из
Киева в 1299 году.
Хотя в древнем «Патерике» не сохранилось подробного
описания иконы, на основании традиций того времени можно предположить, что
список точно воспроизводил иконографический тип оригинала — «Умиление»
(Елеуса), где Младенец Христос прижимается щекой к щеке Матери. Такой образ
символизировал глубокую любовь и скорбь, предвещающую крестные страдания.
С момента своего появления и вплоть до XVII века
список митрополита Петра занимал главное место в иконостасе Успенского собора
Владимира. Перед ним молились князья, духовенство и обычные люди. В 1774 году,
когда собор переживал масштабное обновление и старый иконостас был заменён на
новый, выполненный в барочном стиле, икону митрополита Петра сохранили как
особо чтимую святыню. Она продолжала оставаться главным образом храма.
В 1920-е годы, несмотря на активную кампанию по
изъятию церковных ценностей, сам образ, судя по свидетельствам, не пострадал.
Был изъят лишь его драгоценный оклад. Однако как памятник истории и культуры
икона была взята на учет музеем. В 1944 году, когда Успенский собор вновь
открыли для богослужений, образ вернули на его традиционное место. С тех пор
икона вновь стала центром духовной жизни храма.
Сегодня этот список Владимирской иконы Божией Матери,
созданный святителем Петром, находится в иконостасе Успенского кафедрального
собора города Владимира. Он остаётся главной святыней не только собора, но и
всей Владимирской епархии. За века икона неоднократно поновлялась, но сохранила
свою изначальную композицию, а вместе с ней — духовную силу и значение для
поколений верующих.