Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и «утаенных молитв к Богу присвоение». От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Храбрый воин, участник многих походов своего воинственного отца, не раз в сражениях был он близок к смерти. Но каждый раз Промысел Божий незримо спасал князя-молитвенника. Вместе с тем летописцы подчеркивают миротворческий дар святого Андрея, редкий в то суровое время. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о Церкви было в высшей степени присуще князю Андрею. Он строит с отцом Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшает храмами Ростов, Суздаль, Владимир. В 1162 году святой Андрей с удовлетворением мог сказать: «Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал». Святой Андрей оставил Вышгород, данный ему отцом в 1144 году, взяв с собою особо чтимую икону Богородицы, получившую впоследствии известность под именем Владимирской.

При перенесении святой иконы из Вышгорода в Ростов свершилось необыкновенное чудо: в десяти верстах от Владимира кони вдруг остановились. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: «Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, какой Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня. Икона, названная Боголюбской, прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями. На указанном Царицей Небесной месте построен князем Андреем (в 1159 году) храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший местом его постоянного пребывания и мученической кончины.

Когда умер отец, Юрий Долгорукий († 15 мая 1157), святой Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался на княжении во Владимире. В 1158-1160 гг. был построен Успенский собор во Владимире, в который помещена Владимирская икона Божией Матери. Тридцать храмов было создано святым князем Андреем за годы его княжения. Лучший из них – Успенский собор.

Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава. Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двухстороннюю икону, на который были изображены «Спас Нерукотворный» на одной стороне и «Поклонение Кресту» – на другой. Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав и др.) вернулись к пехоте, стоявшим под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились иконе, «хвалы и песни воздавающе ей». И тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса.

Святой Андрей, верный сын Православной Церкви, обратился к патриарху в Царьграде с просьбой создать отдельную митрополию для Северо-Восточной Руси. В ответ ему был отправлен кандидат в митрополиты — архимандрит Феодор, которого патриарх посвятил во епископа Владимирского, предоставив ему особый белый клобук, символ церковной автономии. В 1167 году после смерти киевского князя Ростислава и назначения нового митрополита Константина II, возникли споры о статусе Владимирской епархии. Святой Андрей вновь просил о признании самостоятельности и создании отдельной митрополии, но получил отказ от патриарха, который требовал подчинения Киевскому митрополиту и принятия изгнанного епископа Леона. Епископ Феодор попытался восстановить канонические отношения с митрополитом, но дело не увенчалось успехом и завершилось трагичной смертью епископа Федора.

К концу 1170 года великий князь Владимирский Владимир Боголюбский успешно укрепил свою власть на Руси, предприняв решительные действия в политике и военных кампаниях. Он овладел Киевом и одержал победу над непокорным Новгородом, благодаря которому смог восстановить отношения с городом и укрепить свое влияние. Таким образом, он добился объединения русских земель под своей властью.

В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. В Киевской и Владимирской летописях описывается убийство князя Андрея, осуществленное его родственниками — братьями жены, Кучковичами, в ночь на предательство. Убийцы проникли в его дворец, убили охрану и напали на безоружного князя, который пытался защититься и укрыться, но был смертельно ранен. Несмотря на ранения, он сумел скрыться и надеялся позвать стражу, но его не спасли. В итоге убийцы нашли его молящимся и вновь напали.

Русская Церковь высоко чтит своих мучеников и святых, особенно Андрея Боголюбского, чья связь с Владимирской иконой Божией Матери символизировала важнейшие события в истории России — освобождение от татарского иго и нашествий. Молитвами святого Андрея осуществились значимые духовные и государственные перемены, такие как перенос митрополии во Владимир, становление автокефалии и избрание первых патриархов. Владимирская икона стала главной святыней Церкви, а её почитание продолжает играть важную роль в духовной жизни России.

Литургическая деятельность святого Андрея Боголюбского оказала значительное влияние на развитие церковных праздников и богословия в Русской Церкви. В 1164 году после победы над Волжской Болгарией по его инициативе были учреждены праздники Всемилостивого Спаса и Покрова Богоматери, которые стали важнейшими церковными и народными торжествами, символизирующими веру русского народа и его духовное единство. Святой Андрей Боголюбский сыграл важную роль в становлении и развитии церковных праздников, архитектуры и литературы в Русском княжестве, создав храм Покрова на Нерли и причастный к созданию церковных служб и летописных текстов. Его почитание распространилось как в России, так и за её пределами, особенно при царе Иоанне Грозном, который установил памятные дни и почитание князя, считая его одним из основателей российского самодержавия.

В святцах память Андрея Юрьевича Боголюбского прослеживается с XVII века. Мощи святого были обретены 15 октября 1702 года и положены в раке в Успенском соборе с северной стороны. При обретении святые мощи были переоблачены, остатки древней одежды положены в ризнице собора, тогда же святому было установлено местное празднование в день памяти свт. Андрея Критского (4 июля). В начале XVIII века было составлено житие Андрея Боголюбского, хранившееся во Владимирском Успенском соборе. В 1768 году при освящении собора после ремонта северный придел, который до того был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, переосвятили в честь Андрея Юрьевича Боголюбского; над ракой святого была устроена сень, а сама рака, так же, как и стена возле нее, украшена посвященными Андрею Юрьевичу Боголюбскому стихами императрицы Екатерины II.

В советское время мощи Андрея Боголюбского трижды подвергались вскрытию. В 1987 году Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник передал святые мощи князя епархии, они покоятся на прежнем месте, в раке у северной стены Успенского собора. В 1982 году имя Андрея Боголюбского было внесено в Собор Владимирских святых, установленный по инициативе архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева).